21 февраля в Москве открылся первый в СССР Международный кинофестиваль.
Не будем затрагивать современную его историю, просто отметим факт, что деградировать сие действо начало довольно давно, хотя начиналось лихо.
Проследим, какие актеры из стран «враждебного» лагеря уезжали из фестивальной Москвы с наградами.
Тут-то и выяснится, что спервоначалу соображения «холодной войны» не больно брались организаторами в расчет. На первых Московских кинофестивалях верх брала не раздача пряников «своим» кинематографиям, а соображения искусства.

В 1935, например, жюри особо отметило Чарльза Лоутона за «прекрасное актерское мастерство» в стильном фильме «Частная жизнь Генриха Восьмого». Эта картина на десяток лет задала тренд голливудским историческим полотнам, но не шла ни в какое сравнение с поистине шедевральным «Вива, Вилья». Панчо Вилья, - такого дурашливого, земного, ребячливого, вздорного, жестокого играл Уоллес Бири. На мой взгляд, это одно из лучших явлений народного характера на экране вообще. Игру Бири жюри отметило за «исключительные художественные качества» и «выдающееся мастерство».

После долгого перерыва, вызванного войной, традиция Московского международного кинофестиваля возобновилась в 1959.
И уже на втором кинофестивале (1961) одну из Серебряных премий получил Питер Финч за фильм «Процесс над Оскаром Уайльдом».
«Оскар» Финч возьмет только в 1977 за драму «Телесеть», да и то посмертно.
Третий Московский кинофестиваль (1963) вошел в историю как самый скандальный и победоносный. Несмотря на давление партийного аппарата жюри под председательством Григория Чухрая отдало большой приз картине «Восемь с половиной» Федерико Феллини, прокатив производственную поделку «Знакомьтесь, Балуев!» (ЛЮБИМЫЙ АВТОР ПУТИНА).
За этим громким событием забылась Серебряная премия полученная Стивом Маккуином за фильм «Большой побег» Джона Стерджеса. Эта награда была тем более актуальна, что в СССР гремел предыдущий проект Стерджеса с участием Маккуина «Великолепная семерка».

На четвертом кинофестивале (1965) приза удостоили Софи Лорен за «Брак по-итальянски» (в том же году Лорен номинировалась с этой ролью на «Оскар», но ее прокатили).

Диплом вручили Джулии Кристи за роль в социальной драме Джона Шлезингера «Дорогая» (в следующем году Кристи за «Дорогую» получит «Оскар»).

Специальным дипломом отметили комика Бурвиля за «Разиню». После успеха «Разини» на фестивале он был куплен для проката и стал одной из самых кассовых комедий.

На пятом кинофестивале (1967) с премией ушел Пол Скофилд. Он потрясающе сыграл Томаса Мора в драме «Человек на все времена». В том же 1967 Скофилд получил за роль Томаса Мора «Оскар». Как видим, жюри Московского кинофестиваля мыслило в унисон с американскими киноакадемиками.

А дальше принялось проявлять ненужную в данном случае самостоятельность. Верх взяла поддержка кинематографий развивающихся стран и друзей из соцлагеря. В топ кинематографии Алжира и Шри-Ланки вывести не удалось. Московский кинофестиваль сделал просто неверную ставку, игноря искусство и зрительский интерес.
После награждения на седьмом кинофестивале (1971) Ричарда Харриса за историческую драму «Кромвель» заметных актерских награждений не случалось свыше десятилетия.

14 июля 1983 года Юрий Нагибин занес в дневник:
«Ходим на просмотры в Дом кино. Грустно. Кроме профессионально крепкого фильма Лидзани, ничего, хотя бы пристойного не было. А ведь какие имена: Трюффо, Коппола, Кастеллани, а маразм такой, что не знаешь, плакать или смеяться. Больше тянет к первому: жалко, что всё так развалилось и унизилось в лучшем из миров.
Горделивое сообщение в фестивальном журнале: «Завязываются тесные связи с кинопредпринимателями Мозамбика и Мадагаскара». Это ж надо додуматься!…
Провал полный, а газеты бьют в литавры, как во время страшной Олимпиады. А кого, собственно, обманывают? Весь мир знает о полном падении давно уже опустившегося фестивалишки, ну, а мы-то подавно знаем. Никто из больших актеров не приехал. Ни одного имени. Нельзя же серьезно относиться к Раджу Капуру. А на прежних фестивалях бывали Де Сика, Феллини, Лоллобриджида, Куросава. Это мероприятие стерто с кинематографического глобуса земли».
Между тем, именно на этом, тринадцатом Московском кинофестивале (1983) начало что-то меняться. Специальные премии «За вклад в развитие киноискусства» получили Альберто Сорди (фильм «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю») и Робер Оссейн (экранизация «Отверженных»).
Также премиями наградили австралийку Джуди Дэвис (фильм «Зима наших надежд») и Джессику Лэнг за роль Фрэнсис Фармер (ФРЕНСИС ФАРМЕР И ГОЛЛИВУД и ФРЕНСИС ФАРМЕР И ШИЗА) в классном байопике «Фрэнсис». За «Фрэнсис» Лэнг номинировалась и на «Оскар».

Пятнадцатый кинофестиваль (1987) ознаменовался тем, что председателем жюри впервые стал иностранец, да еще какой, - Роберт де Ниро. Памятуя самое громкое награждение Московского кинофестиваля за все годы Золотой приз отдали беззубому фильму «Интервью» прославленного Феллини. Также приз получил Энтони Хопкинс (фильм «Черинг Кросс Роуд, 84»).

На следующем фестивале введут в качестве главного приза статуэтку «Святого Георгия» и начнется новая история, о которой мы, может, еще поговорим.
Свежие комментарии