На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Федор Родников
    Еприкян это такая страшненькая,рахитичная армянка?-ну тогда понятно,потому что все гномы не любят большихКак сегодня живёт...
  • Ингерман Ланская
    Кошмаааааар!!!!!!Знаменитости, кот...
  • Галина Скрипник
    Ну уж роговцеву бандеровку сюда не надо. Не достойна.Знаменитости, кот...

ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КУДАШЕВОЙ МЫ ПОМНИМ ТОЛЬКО ПЕСЕНКУ ПРО ЕЛОЧКУ

4 ноября скончалась Раиса Кудашева (1878-1964), непрофессиональная поэтесса, вошедшая в историю благодаря песенке «В лесу родилась елочка». 

Непрофессионализм – вот житейская проблема Кудашевой, хотя какая проблема? Кудашева говорила: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла». Она не делала ставку на поэзию, зарабатывая гувернанткой да библиотекаршей.

Работая гувернанткой, Кудашева спроворила женское счастье. Князь-вдовец влюбился в благовоспитанную барышню и через три года присматриваний позвал замуж. Именно для пасынка Кудашева сочинила свою бессмертную «Елочку». 

Чего же сочинила она еще?

Кудашева дебютировала в 1896 году и сразу в сегменте детской поэзии. Единственное ее произведение «для взрослых» повесть «Лери», повествующая о первой любви дворянской девушки. 

Кудашева довольно быстро и обильно заполнила журналы своей продукцией. Ее печатали «Малютка», «Подснежник», «Светлячок», «Солнышко», те самые умилительно сюсюкающие журналы, которым ехидный критик Корней Чуковский отказывал в праве на существование. Кудашева была не просто не оригинальна, она, не скрываясь, использовала книжки европейских авторов, перетолмачивая их на русский лад. Так стишок Георга Ланга «Blondchen in blüten» превратился в «Апрелечку». Сказка немецкой писательницы Сибилл фон Олферс в «Что с Маничкой было». Книга Эльзы Бесковой «Дети лесного гнома» в «Лесовичков». Пересказала Кудашева и «Степку-растрепку», и «Макса и Морица» Вильгельма Буша под названием «Как шалили Павлик с Неточкой». 

Наиболее известное ее произведение «Бабушка - Забавушка и собачка Бум» представляет собой рифмованные прибаутки, где бабушку окручивает непосредственный пес: 

«Вот Бабушка-Забавушка отстряпалась с утра.


«Покушай, Бум, телятинки, уж закусить пора!»
А Бум в ответ: «Ах, бабушка! Нельзя ли подождать?
Когда курю я трубочку, прошу мне не мешать!»

Эта книжка вошла если не в историю литературы, то в память поколения. Маршак вспоминал «Бабушку - Забавушку» как первую прочитанную книжку. Правда, он категорически не помнил автора, и считал, что это перевод с английского, сделанный Валерианом Висковатовым. А вот Жаров признававшийся, что первая роль, которую он сыграл была собачка Бум, уже называл имя Кудашевой. 

Поскольку детская поэзия частенько поставлялась к датам, Кудашева настрогала много рождественских стишков. Среди ее книг есть и «Снеговик», и «Снегурка», и «Санки-самокатки», и «Зимняя песенка». В истории удержалась только «Елка», впервые напечатанная в декабрьском номере журнала «Малютка» за 1903 год. К этим стихам сочинил музыку композитор-любитель Леонид Бекман. Поскольку с Кудашевой он знаком не был, а стихотворение появилось под псевдонимом «А. Э.» авторша даже не знала, что песенка на ее стихи пошла гулять по свету.

Ей было как-то не до этого, ибо в Первую Мировую погиб пасынок, чуть позже умер муж, пришел новый быт, отменивший всю незамысловатую поэзию Кудашевой. Голубочки, встречающие Пасху; девочки, спешащие из мира мороза домой к маме («Что с Маничкой было»); балующиеся Неточка с Павликом утратили актуальность разом. В мире Маршака и Чуковского Кудашевой просто нечего было делать, хотя Кудашева пыталась. В 1927 году она поставила на рынок книжку о новых приключениях Бабушки-Забавушки и песика. Выхлоп был нулевой.

Только зайка серенький под елочкой оказался неподвластен вихрю времени. В 1941 году готовящая сборник «Елка» Эсфирь Эмсден разыскала Кудашеву с просьбой включить ее стишок в хрестоматию. Имя Кудашевой появилось в окружении Маршака, Чуковского, Михалкова. Представительницу дореволюционной поэзии уравновесили Блоком, сразу за его стихотворением «Снег да снег» шла «В лесу родилась елочка», а вслед за шедевром Кудашевой поместили шедевр нового времени «Маленькой елочке холодно зимой» Александровой. 

В 1948 стотысячным тиражом появилось отдельное издание «Елочка (Книжка-песенка)». Кудашеву приняли в Союз Писателей, поставили на довольствие по высшему разряду, новогодний номер журнала «Огонек» вышел с рассказом об авторше всеми любимой детской песенки. Вот только ничего нового из под пера Кудашевой, так и не появилось, а из прежде написанного издавали только «Елочку» да сказку «Петушок», иллюстрированную Маем Митуричем. Симптоматично, что когда шлюзы открыли, и можно стало издавать что угодно, вторичного открытия рынком Кудашевой не состоялось. Это таки была барышня дореволюционного склада.

Кудашева пыталась сочинить повесть о ребенке, попавшем в горнило Великой Отечественной, но была вынуждена с грустью признать: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше».

Умерла Кудашева в возрасте далеко за 80. На могильной плите выбиты строчки про елочку.

Чтоб не забывали.

Не забудем. 

#блогерскаяосень

Ссылка на первоисточник
наверх