На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Федор Родников
    Еприкян это такая страшненькая,рахитичная армянка?-ну тогда понятно,потому что все гномы не любят большихКак сегодня живёт...
  • Ингерман Ланская
    Кошмаааааар!!!!!!Знаменитости, кот...
  • Галина Скрипник
    Ну уж роговцеву бандеровку сюда не надо. Не достойна.Знаменитости, кот...

ПОЛНЫЙ ГОЛЛИВУД ДЖОНА СТЕЙНБЕКА

6 мая 1940-го года Джон Стейнбек получил Пулитцеровскую премию за роман «Гроздья гнева», который по выходе стал бестселлером и был немедля экранизирован. 

В классическом Голливуде Стейнбека можно счесть если не счастливчиком, то вполне удачливым парнем. Если Фицджеральд мутировал из гениального писателя в незатейливый винтик голливудской сценарной машины, а Хемингуэй костерил почти все экранизации своих произведений, то Стейнбек принимал экранизации себя спокойно, пускай и не всегда.

Так он поругался с Хичкоком.

Но обо всем по порядку.

«Грозди гнева» (1940) один из знаковых фильмов Джона Форда. За него он получил «Оскар». Картина о путешествии разоренных фермеров по реальности Великой депрессии до сих пор потрясает. «Гроздья гнева» свидетельствуют о едкости закипающего против богачей варева и предлагает вполне конкретные рецепты социального обустройства в виде коммуны.

И все же Джон Форд не удержался от некоторой идеализации, особенно если вспомнить, что у Стейнбека красной нитью через главные характеры романа проходил животный инстинкт. Да, Том Джоуд и в фильме выходит из тюрьмы, где провел четыре года за убийство, и в процессе картины убивает двух человек, но акцент на этом не сделан, а играет Тома обаятельный, тонкий интеллигент Генри Фонда. Вот Джейн Дарелл в образе мамаши Джоудов абсолютно органична и не напрасно получила «Оскар».

ГЕНРИ ФОНДА И ДЖЕЙН ДАРЕЛЛ В "ГРОЗДЬЯХ ГНЕВА"
ГЕНРИ ФОНДА И ДЖЕЙН ДАРЕЛЛ В "ГРОЗДЬЯХ ГНЕВА"

«Гроздья гнева» снимались в обстановке строжайшей секретности. Правда, высказанная Стейнбеком, нравилась далеко не всем. Против книги организовали кампания, и студия вынужденно наняла детективов, - проверить насколько писатель правдиво отобразил реальность.

Детективы пришли к выводу, что положение сезонных рабочих в разы хуже описанного Стейнбеком. 

Страхуясь, съемки вели, завуалировав «Гроздья гнева» названием «Дорога №66». Кроме того, к ленте приделали финал (снимал его не Форд), где мамаша Джоуд, толкает речугу о том, что мы – народ – будем существовать вечно. Как сказал один кинокритик, отреагировавший на появление голливудского варианта великого романа: «Таким образом, книга, являющаяся призывом к действию, превращается в кинофильм, утверждающий, что для решения проблемы не требуется никаких действий».

Существует байка будто «Гроздья гнева» через пару месяцев проката убрали с экранов СССР, поскольку обыватели принялись судачить, мол, в Америке у нищих компактные грузовики, а у нас личный транспорт - одна легковушка на пару домов. На самом деле «Гроздья гнева» вышли под названием «Дорога бедствий» и спокойно прокатывались. Да показывали их в основном по клубам, но вся линейка трофейных фильмов, дабы не дразнить заокеанских правообладателей, имела ограниченный прокат и «Тарзан», и «Приключения Робин Гуда», и «Индийская гробница».

«Гроздья гнева» не начальный успех Стейнбека. Впервые писатель вырвался в топ повестью о маргиналах «Квартал Тортилья-Флэт». В 1942 ее экранизировал Виктор Флеминг, заняв актерской работой Спенсера Трейси и Джона Гарфильда. 

В отличие от «Гроздей гнева» «Квартал Тортилья-Флэт» это повесть о веселых нищих, добровольных бездельниках - раздолбаях. Флемингу удалось сохранить дух первоисточника. Главный герой в исполнении Спенсера Трейси ловко манипулирует своими друзьями, - бродягами, жуликами, пройдохами, трутнями. Когда один из друзей (Джон Гарфильд) получает в наследство два дома, герой Трейси тут же берет друга в оборот и создает в одном из них нищую коммуну (опять рецепт из «Гроздей гнева»). 

Не знаю, как относился Стейнбек к экранизации «Квартала Тортилья-Флэт», а вот фильм Хичкока «Спасательная шлюпка» (к этому рассказу Стейнбек сам написал сценарий) активно не жаловал. Фильм, сосредотачивающий героев в пространстве спасательной шлюпки, технически совершенен, но Стейнбеку не понравилось, что Хичкок сделал негроидного персонажа комикующим, тогда как сценарий наделял его здоровой социальной силой. Немецкий фашист был у Стейнбека зловещим ницшеанцем. Да и такую шлюпку, как в фильме Хичкока нельзя привести в действие с помощью одного гребца; в сценарии весла использовали только в качества руля. К сожалению, я не нашел в сети текст письма Стейнбека Хичкоку, читанного мной в каком-то сборнике, но претензии там были обстоятельные. Хичкок же ограничился замечанием, высказанным в беседе с Трюффо: «Я обратился с просьбой написать сценарий к Джону Стейнбеку, но его концепция была несколько односторонней, поэтому пришлось пригласить МакКинлея Кантора…»

В 1949 вышла красочная экранизация рассказа «Рыжий пони», банальная история, как мальчик учится ответственности и постигает сложности жизни на примере ухаживания за жеребенком. Любителям кошечек-собачек миу-миу фильм Льюиса Майлстоуна с участием Роберта Митчема и Мирны Лой может и понравится, просто надо помнить, что «Рыжий пони» насквозь вторичный продукт по отношению к «оскароносной» экранизации повести Марджори Роулингс «Олененок» (1946).

В 1952 Стейнбек написал для Элиа Казана оригинальный сценарий о лидере мексиканской революции Эмилиано Сапата. Фильм «Вива, Сапата!» принес успех Марлону Брандо и вырвал из плена второплановых ролей Энтони Куина. Куин получил «Оскар» за исполнение младшего брата повстанца, молчаливого, веселого, разудалого человека, сломленного победой революции, которая не принесла желанных плодов.

В принципе, получилась пессимистическая картина о том, что революция не приносит удачи тому, кто просто сражается, не стремясь наполнить карман, или заиметь министерское кресло. Марлон Брандо создал поистине трагический образ человека из народа, который не может этому народу помочь. Все развивается по нисходящим ступеням - несвобода, радостный бунт, победа, новая несвобода и смерть от руки предателей. От фильма веет подлинным трагизмом несбывшихся надежд и непонимания, к чему предназначены прекрасные порывы лучших из нас. И понимания, что без этих порывов мир бы загнил окончательно. 

Главным своим писательским свершением Стейнбек считал роман «К востоку от рая». Он продолжил сотрудничество с Казаном доверив ему экранизацию финальной части романа, которая на свой лад перетолковывала историю Каина и Авеля, рассказывая о соперничестве двух братьев за внимание отца. Вышедший в 1955 фильм был первой серьезной работой Джеймса Дина, актера, который стал легендой, поскольку умер в 24 года, не успев никого разочаровать. 

Проблема «К востоку от рая», на мой взгляд, в слишком буквальных, лобовых библейских аллюзиях. Неинтересно, когда все считывается на шараш.

Роман «Заблудившийся автобус» нельзя счесть удачей Стейнбека. Экранизация 1957 года Виктора Викаса если не лучше, то внятнее, сюжетнее первоисточника. Это такое нескучное «роад-муви» с участием пассажиров автобуса. В одной из главных ролей Джейн Мэнсфилд (ВТОРИЧКА МЭРЕЛИН МОНРО), которая считалась на тот момент главной соперницей Мэрелин Монро. Неожиданно она мне понравилась больше чем Монро, возможно потому, что роль у нее драматическая, и она справляется с ней успешно. 

Таковы фильмы по книгам и сценариям Стейнбека, появившиеся во времена Голливуда классического.

Ссылка на первоисточник
наверх